Вчера управляющий совет "Дженерал моторс" рекомендовал продать ООО "Адам Опель" консорциуму, состоящему из австрийско-канадского производителя комплектующих "Магна" и российского Сбербанка. Немного спустя его решение одобрил опекунский совет, которому в мае были отданы 65 процентов долевых частей "Опеля". В предварительных условиях ничего не было изменено. Однако "Дженерал моторс" оставит за собой право вето при возможной передаче технологий российской стороне. Все четыре немецких завода будут сохранены, на них планируют потратить миллиардные инвестиции. "Магна" будет отвечать за производственную часть. А "Опель" получит улучшенный доступ на российский рынок. В соответствии с соглашением, концерн приобретает 55% акций, 35% акций сохранит за собой General Motors, а оставшиеся 10% получат сотрудники новой компании.
"Совет директоров GM принял решение о том, что Opel будет продан консорциуму Magna – именно такую конфигурацию мы обсуждали ни переговорах, и федеральное правительство приветствует это решение", - заявила канцлер Германии Ангела Меркель. "Я очень довольна тем, что решение принято, и оно соответствует той линии, которую мы проводили. Это решение также отвечает чаяниям всех работников Opel – как его руководителей, так и рядовых сотрудников".
Между тем, глава Сбербанка России Герман Греф заявил, что пока рано говорить о том, что принятое решение по сделке с General Motors носит окончательный характер. Он сказал журналистам в четверг, что переговоры с General Motors шли очень непросто.
По словам Грефа, "сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях - это документ свыше тысячи страниц". "И говорить о том, что принято окончательное решение, рано. Это пока очень важный, промежуточный этап сделки", - пояснил глава Сбербанка.
Согласие профсоюзов
Компания Magna пообещала, что в случае приобретения Opel она сократит как можно меньше рабочих мест в Германии, где на четырех заводах европейского подразделения GM трудятся 25 тысяч человек. Всего на автозаводах по производству Opel в Европе работают 54500 человек, из них в Британии на заводе Vauxhall – 5500 человек.
В соответствии с договором о намерениях, подписанным еще в мае правительством ФРГ, правительствами федеральных Земель, концерном "Дженерал моторс" и "Магной"-Сбербанком, долевые части ООО "Адам Опель" распределятся так: 35 процентов остаются у американского концерна, 55 процентов поделят между собой "Магна" и Сбербанк, а оставшиеся 10 процентов перейдут к трудящимся "Опеля".
Как сказано в пресс-релизе компании General Motors, "в течение ближайших недель будут решены некоторые ключевые вопросы". Речь идет о получении письменного согласия профсоюзов на "реструктуризацию расходов" - имеются ввиду возможные увольнения, а также окончательном соглашении с властями Германии о финансировании.
Ожидается, что окончательные соглашения будут подписаны через несколько месяцев.
Продавать - не продавать?
На покупку Opel претендовала также бельгийская финансовая группа RHJ International. До этого поступали сообщения о том, что General Motors может вообще отказаться от продажи дочерней фирмы.
Ранее совет директоров GM обуславливал продажу контрольного пакета акций Opel альянсу Magna – Сбербанк рядом требований. В частности, представители GM требовали гарантий того, что российский автозавод ГАЗ не будет использовать уникальные технологии Opel для производства автомобилей, которые могли бы составить конкуренцию Chevrolet.
General Motors, когда-то крупнейший мировой автопроизводитель, в июле вышел из процедуры банкротства, создав "новую компанию GM", которая будет выпускать только автомобили марки Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC.