Начну с не очень веселого анекдота. Во время полета из кабины пилотов выходит командир. На спине у него парашют. Понурив голову, он идет в хвост самолета. Пассажиры, волнуясь, спрашивают: "Что случилось?" Пилот только вздыхает. Дойдя до хвоста самолета, открывает люк. Пассажиры в панике опять спрашивают: "Да что же случилось?" Тогда командир вздыхает и тихо произносит: "Проблемы на работе..."
Многим из нас хоть раз пришлось летать на самолетах. И все помнят, с чего начинается воздушное путешествие: в салон выходят красивые стюардессы и начинают показывать, как надевать спасательные жилеты, кислородные маски и т.д. при "нештатных ситуациях". Но лично я, налетавший за свою жизнь не одну тысячу воздушных миль, что-то не припомню, чтобы хоть раз кто-то рассказал, что делать, если катастрофа произошла. И как выжить после нее.
Буквально на днях в Великобритании вышел доклад на тему: "Как остаться в живых при авиакатастрофе". Авторы - эксперты по безопасности авиационных полетов компании AmSafe и специалисты из университетов Гринвича и Крэнфилда. Они утверждают, что вероятность благополучного выживания в сложной ситуации многократно увеличивается, если пассажиры будут правильно себя вести.
По статистике, подавляющее большинство авиапассажиров погибает уже после аварийной посадки в результате пожара или отравления угарным газом. Некоторые умирают лишь из-за того, что просто не могут расстегнуть ремень безопасности. Английские ученые пришли к выводу, что авиатранспорт можно сделать намного безопаснее, если научить людей быстро и правильно эвакуироваться.
В России большинство граждан считает авиацию самым опасным видом транспорта. Особенно после недавних страшных авиакатастроф в стране и за рубежом. Однако, это далеко не так. Та же статистика утверждает: по результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых. В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% пассажиров.
Профессор университета в Гринвиче Эд Галеа проанализировал более двух тысяч авиационных происшествий по всему миру и составил подробную базу данных о людях, которым удалось спастись в таких экстремальных условиях. Все выжившие вели себя одинаково и выполняли всего несколько правил, которые и позволили им спастись.
- Во время авиапроисшествия людям грозит всего пять потенциально опасных ситуаций, - считает профессор Галеа. - В первую очередь, необходимо выдержать момент удара о землю. Если лайнер выдержал, очень важно правильно провести эвакуацию. По статистике, именно после приземления ввиду неправильных действий людей и происходит их гибель.
Другим серьезным фактором является пожар на борту и, что еще опаснее, - угарный газ. Немаловажной ситуацией является и посадка на воду, когда пассажиры не могут правильно надеть спасательный жилет.
Специалист по авиационной безопасности компании AmSafe Том Барт советует: чтобы пережить удар, необходимо придать телу правильное положение. Из-за того, что верхняя его часть остается не пристегнутой, при соприкосновении с землей человек может сильно удариться головой о близлежащие предметы. Поэтому лучше всего опустить голову на колени. В этом случае тело будет надежно зафиксировано, а позвоночник защищен от ударов снизу, что поможет пережить жесткое приземление.
Эксперты, проанализировавшие действия спасенных, пришли к выводу, что одной из основных причин гибели пассажиров являлось элементарное неумение быстро расстегивать ремни безопасности. Ведь многие, особенно автовладельцы, привыкли к ремням, от которых освобождаются при помощи кнопки. Поэтому в момент опасности люди инстинктивно пытаются нажать на кнопку. Но авиационный ремень расстегивается по-другому: надо потянуть за специальную скобу. Поэтому многие, паникуя, теряются и не могут быстро избавиться от страховочных "пут".
Другая опасность: дым. Вы уже пережили удар о землю и смогли освободиться от кресла. Но из-за дыма не можете найти выход из самолета. Да и надышавшись угарным газом, можете потерять сознание и погибнуть. Поэтому, советуют британские специалисты, лучший способ сориентироваться в дыму - это знать количество рядов сидений до ближайшего выхода. Перед посадкой в самолет их неплохо бы посчитать и запомнить. И если произойдет что-то неприятное, то на ощупь можно найти выход из самолета. И старайтесь сохранять спокойствие, не поддаваться панике.
В России также есть организация, занимающаяся разработкой практических рекомендаций, как выжить после авиакатастрофы: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Ее специалисты провели анализ всех последних катастроф и выяснили: наиболее безопасным местом в самолете является хвостовой отсек. Шансы выжить там довольно высоки.
Подтверждением этого может служить катастрофа 2002 года. Тогда в Шереметьево разбился пустой Ил-86. Две стюардессы, находившиеся в хвосте лайнера, остались в живых, отделавшись синяками и ушибами. Все остальные 14 членов экипажа погибли.
Российские эксперты советуют также внимательно выбирать авиакомпании. В недавнем интервью "РБК daily" один из ведущих экспертов по авиационной безопасности на условиях анонимности заявил: "На данный момент из трех составляющих гражданской авиации еще в СССР - безопасность, регулярность, эффективность - осталась только эффективность. Многие компании приобретают старые лайнеры и пытаются выжать из них все, несмотря на отвратительное техническое состояние самолетов". Поэтому лучше всего пользоваться услугами крупных, проверенных временем авиакомпаний.
Эксперты также советуют летать большими четырехдвигательными лайнерами. Это - Ил-86, Ил-96, американский Боинг 747 и новейшие аэробусы. Даже если произойдут какие-либо неполадки с двигателями, шансов успешно приземлиться у них гораздо больше. Да и многие жизненоважные системы самолета там многократно продублированы. В случае нештатной ситуации самолет может лететь на трех или даже на двух двигателях. У двухмоторных лайнеров такой возможности не будет.
Конечно, многое зависит и от мастерства пилотов. Вспомним случай, когда американский ас спас всех пассажиров, виртуозно посадив аварийный самолет на воду в Нью-Йорке.
В Киеве еще в советское время был случай, когда из-за ошибки бортинженера у Як-40 при посадке выключились все три двигателя и не выпущены были шасси. Только благодаря мастерству командира экипажа, мастера спорта по планеризму, трагедии не произошло. Он с ювелирной точностью посадил борт на брюхо. Пассажиры поняли, что что-то произошло только после остановки самолета.
Многие специалисты советуют также выбирать время для авиапутешествий. Та же статистика утверждает: самыми аварийными месяцами являются декабрь и август. В декабре очень часто, особенно в последние годы, портится погода. Из-за этого отказывает техники. В августе - пик отпусков. И нагрузка на авиадиспетчеров и бригады обслуживания столь высока - количество рейсов резко увеличивается, что все они просто физически не успевают выполнять все требования авиационной безопасности.
К примеру, только в прошлогоднем августе по всему миру разбились десять пассажирских самолетов.
И последнее. Авиационный транспорт не такой опасный, как об этом многие думают. Пальму первенства по гибели пассажиров держат автомобили. В России, по данным МВД, ежегодно в ДТП гибнет до 30 тысяч человек. Население небольшого города. Самой же безопасной с точки зрения перевозки пассажиров признана железная дорога.
Владимир Богданов