Сотрудники института теоретической и прикладной механики предлагают заменить 50 миллионов заклепок, которыми монтируют каждый самолет, на лазерную сварку.
Сейчас ученые готовят к тестированию эту технологию, над которой работали около 40 лет. «Инновационная лазерная технология позволяет при сварке авиационного титана делать изящный шов, который дает 92% прочности от основного материала. А если добавить нанопорошки, то он становится даже прочнее, чем сам сплошной титан», — сообщили в центре общественных связей СО РАН. Планируется, что после прохождения еще ряда инстанций (через 2-3 года) сертифицированная установка попадет на завод.
Открытый в институте метод холодного газодинамического напыления для антикоррозийного покрытия деталей тоже будет апробирован в НАПО им. Чкалова. В планах ученых также разработка технологии управления звуковым ударом и управления обтеканием форм. «На поверхности самолета нужно установить специальные датчики, один из которых будет следить, что происходит с потоком, и подавать сигнал второму датчику – включать микровыдув или микроотсос», — рассказал директор института теоретической и прикладной механики Василий Фомин, добавив, что такие датчики диаметром в 10 микрон уже научились делать в Институте физики полупроводников СО РАН.