В июле количество произведенных в Великобритании автомобилей снова снизилось, но темпы падения оказались меньшими, чем в любом другом месяце с начала года. В британском Обществе автопроизводителей и дилеров автомобилей считают, что позитивную роль в этой тенденции играет схема государственного стимулирования обновления автопарка, которую в народе метко окрестили "деньги за авторухлядь".
По ней владелец машины, которой больше 10 лет от роду, отказываясь от надоевшего средства передвижения, получает от британского правительства 2 тысячи фунтов стерлингов (более 3,3 тысячи долларов), но потратить эти деньги может только на покупку нового авто.
В пятницу министр финансов Соединенного Королевства Алистер Дарлинг приехал в Манчестер, где побывал в автосалоне шотландской компании Arnold Clark. Она объявила, что к началу следующего года создаст по стране 700 новых рабочих мест.
"На финансирование схемы отпущено 300 млн фунтов (полмиллиарда долларов), - напомнил глава минфина. - Она призвана помочь этой отрасли, причем не только производителям, но и торговцам, и поставщикам. Это важная составляющая британской экономики, здесь на кону рабочие места , и мы готовы сделать все, что можем, чтобы помочь не только этой отрасли, но и всей экономике пройти через нынешнюю рецессию и выйти на рост и восстановление".
Рытье ямы собственной экономике
Но привлечение британских потребителей еще не значит, что они будут покупать именно британские автомобили. Вот и в США подобная инициатива прекращается уже в понедельник 24 августа: Вашингтон обеспокоен тем, что подобные субсидии могут негативного сказаться на рынке в долгосрочной перспективе. А что же Лондон? Не роет ли правительство яму собственной экономике?
"Более 86% всех машин, продающихся в Британии, импортируются, - подчеркивает специалист по автоиндустрии профессор Гарел Рис из школы бизнеса в уэльском Кардиффе. - А здесь, в Британии, мы выпускаем не так уж много машин. Вот и выходит, что в реальности британский налогоплательщик субсидирует иностранные автозаводы. Хотя сторонники этой схемы, конечно, скажут: в иностранных автомобилях есть британские составляющие. И это правда. Но - не во всех".
Кроме того, профессор Рис отмечает, что в сумме, которую получает от правительства владелец старого авто, когда меняет его на новое, - кроется определенное лукавство.
"По этой схеме продаются машины классов "супермини" и "мини" - недорогие, в цене которых и тысяча фунтов уже что-то значит, - поясняет эксперт. - Потому что правительство дает только тысячу, другую тысячу - дилеры, а они бы давали эту тысячу в любом случае. Так что 2 тысячи - это просто пиар, а на самом деле - тысяча".
Пиар или нет, но, как свидетельствуют цифры продаж, потребителю схема пришлась по вкусу. Как, впрочем, и дилерам. Они-то понимают: как только акция завершится, количество продаваемых машин наверняка снова упадет, особенно в условиях рецессии, когда далеко не каждый дилер может предлагать клиентам выгодные кредиты.
Быстро кончающиеся деньги
Так что неудивительно, что за продолжение схемы выступают многие торговцы. Один из них - Дэйв Фартинг, глава отдела продаж автосалона Furrows в английском графстве Шропшир.
"Схема "деньги за авторухлядь", с моей точки зрения, оказывает огромное влияние на продажи в этом году, - говорит он, - Она дает возможность многим людям покупать новые машины, которые иначе они не могли бы себе позволить. И мы хотим, чтобы правительство продолжало эту инициативу. Когда она прекратится, отключится пошаговая подпитка бизнеса, и это скажется на продажах самым решительным образом".
Схема будет работать до февраля следующего года, но может прекратиться и раньше - как только будут проданы 300 тысяч новых автомобилей. На сегодняшний день это число составляет 155 тысяч.
И, как полагают некоторые эксперты, при сохранении нынешних темпов отпущенные правительством на эти цели 300 млн фунтов стерлингов могут закончиться уже к ноябрю.